пятница, ноября 15, 2019

Как принять правильное решение? 10 Методов


Данная методика поможет сделать эффективный выбор в бизнесе, отношениях, карьере и образовании.
Обозначим основные пункты.

Метод 1 – Избегайте «узких рамок»

Часто мы попадаем в ловушку «узких рамок», когда наше мышление сводит все многообразие возможных решений только к двум вариантам - «Быть или Не быть».
«Менять ли работу?», «Покупать новый телефон?», «Идти на вечеринку или остаться дома?»
Когда мы выбираем только между «Да или Нет», мы тем самым застреваем в рамках одной возможности и игнорируем остальные.
Может быть, помимо, допустим, разрыва отношений с партнером, поискать и другие варианты. Например, сходить к семейному психологу. Или оставить все как есть, но завести любовника/любовницу.
Это кажется очевидной тактикой размышления над выбором, но тем не менее, многие люди продолжают наступать на одни те же грабли.
Всегда существует соблазн свести проблему к простому «Да» или «Нет». Мы инстинктивно к этому стремимся, потому что намного легче рассматривать проблему только в черном и белом цвете, а не во всем многообразии оттенков.
Также мы часто пытаемся рассмотреть выбор между двух крайностей, хотя существует возможность найти компромисс посередине.
Или не замечаем, что обе из этих крайностей можно реализовать одновременно.
Одно из самых тяжелых решений, это выбор своего призвания. Мы почему-то считаем, что непременно должны остановиться на чем-то одном, например стать космонавтом, и это будет нашим единственным занятием на всю жизнь. Выглядит это как приговор, поэтому подобный выбор становится ужасно мучительным.

Метод 2 – Расширяйте выбор

Этот способ является продолжением предыдущего метода. Многим из нас известны такие ситуации, когда мы хотим совершить важную покупку, например приобрести квартиру.
Мы приезжаем в первые апартаменты, и нас очаровывает их внешний вид, а риэлтор предлагает «выгодные» условия сделки и провоцирует нас тем самым принять быстрое решение. И мы уже думаем не о том «какую квартиру выбрать», а о том «покупать именно эту квартиру или не покупать».
Не спешите. Лучше посмотреть пять квартир, вместо того, чтобы приобретать первую попавшуюся.
Во-первых, это позволит вам лучше ориентироваться на рынке недвижимости. Быть может есть более выгодные предложения.
Во-вторых, время, которое вы потратите на осмотр остальных квартир, «остудит» ваши мгновенные эмоции. А они часто мешают правильному выбору. Пока вы находитесь под их влиянием, вы можете упускать из виду какие-то недостатки понравившихся вам апартаментов, но когда пройдет время, вы увидите более четкую картину.
Мы слишком привязываемся к той цели, на которую изначально настраиваемся. Это формирует сильную инертность в принятии решений: мы готовы видеть только то, что подтверждает нашу правоту, а то, что противоречит, мы игнорируем.
Не привязывайтесь к своему выбору. Проведите сравнительный анализ. Расширяйте выбор!
Меньше привязываться к одной альтернативе вам поможет вспомогательный метод «исчезновения вариантов».
Он состоит в следующем.
Представьте себе, что тот вариант, который вы выбрали - недоступен. Например университет, в который вы хотите поступать, предположим, закрыли. Теперь подумайте, что вы будете делать? И начните это делать.
Скорее всего вы рассмотрите другие возможности. В ходе этого процесса вы обнаружите, сколько отличных альтернатив вы упускаете из-за того, что зациклились на одном варианте.

Метод 3 – Добудьте как можно больше информации

Прежде чем принимать решение о трудоустройстве в конкретную фирму, можно изучить отзывы людей, которые в ней работали. Это лучше, чем опираться только на ту информацию, которую предоставляет вам HR и будущий начальник.
Для этого вам стоит на собеседовании, тоже задавать вопросы будущему работодателю.
«Кто работал на должности до меня? Как его зовут, и как я могу с ним связаться?»
Нет ничего плохого, чтобы попытаться получить информацию из первых уст.
Эти, довольно очевидные вопросы мало кто использует во время поиска работы!
Возможно, вам не всегда дадут контакты этих людей. В таком случае вам поможет добыть информацию практика наводящих вопросов.
Эта практика хороша тем, что позволяет получить информацию от того, кто неохотно хочет ей делиться.
На собеседовании:
Вместо того, чтобы спрашивать, какие перспективы и условия вы предлагаете (вам могут обещать блестящие перспективы и хорошие условия труда), задавайте более прямые вопросы:
«Сколько людей уволилось с данной позиции за последние три года? Почему это произошло? Где они сейчас?»
Такая постановка вопроса поможет вам получить более достоверные сведения о будущей работе.

Метод 4 – Избавляйтесь от сиюминутных эмоций

Мгновенные эмоции могут сильно помешать в принятии решений. Они заставляют вас упускать из виду что-то важное и концентрироваться на мелочах, которые в последствии окажутся несущественными.
Многие из нас сталкиваются с результатами импульсивного и неосознанного выбора, понимая, что во время принятия решения, мы были ослеплены эмоциями и не видели полной картины.
Это может касаться скорого брака или развода, дорогих покупок или трудоустройства.
Избавляться от мгновенных эмоций не значит избавляться от всех эмоций перед принятием решения. Ведь именно ваши базовые желания и ценности определяют ваши решения. Наши желания счастья, материального благосостояния, духовного и личностного роста, обуславливают наш выбор. Но, в то же время, сиюминутные чувства - возбуждение, волнение, стресс, и могут помешать продуманному решению.

Метод 5 – Знайте свои базовые приоритеты

Всегда держитесь своих основных целей и желаний. Ведь часто трудности при принятии решений обуславливаются тем, что вы начинаете принимать во внимание те ценности, которые не отвечают вашим базовым приоритетам, и из-за этого не можете ни на что решиться.
Например, вы выбираете между высокооплачиваемой, но более напряженной работой, и менее высокооплачиваемой, но зато более легкой.
Что же выбрать? Деньги или комфорт? Вместо того, чтобы сравнивать две разные должности и мучиться с тяжелым выбором, подумайте, для чего вы работаете? Что является вашей жизненной целью?
Может быть это вовсе не деньги? Может для вас важнее семья, спорт, воспитание детей и т.д?
В погоне за деньгами люди часто забывают то, зачем они собственно их зарабатывают и увлекаются бегством за иллюзией «денег ради денег». Из-за этого могут появляться внутренние конфликты, противоречия. Чтобы этого избежать, постоянно напоминайте себе, что именно является вашими главными ценностями.
Не позволяйте побочным целям превращаться в главные приоритеты.

Метод 6 – Создавайте пространство для простых решений

Чем больше переменных участвует в решении, тем сложнее его принять.
Старайтесь не приводить себя к необходимости принимать сложные решения.
Как этот принцип можно применить в жизни? Очень просто.
Человек ищет работу. Посещает множество собеседований, откликается на каждое приглашение. В последствие, это заставляет сильно мучатся с выбором. Почему? Потому что количество переменных выбора становится слишком велико.
Можно получить работу в офисе, где приемлемая зарплата, но в то же время, офис находится очень далеко от дома, плюс возможны переработки. В другой конторе есть перспективы роста, но будущий начальник не произвел хорошее впечатление. Третья компания очень известна на рынке, но сейчас у нее дела идут не лучшим образом.
Видите, сколько появилось переменных! Сделать выбор стало гораздо сложнее.
Поэтому здесь нужно воспользоваться элементом выявления базовых приоритетов. Решить, что для вас наиболее важно и убрать все несущественное.
Например, вы решаете - я ни при каких условиях не стану работать сверхурочно.
Теперь, собираясь на собеседование этот вопрос можно задать по телефону перед интервью и если переработки возможны, то сразу отказаться. Также можно заранее узнать адрес офиса, и если дорога к нему занимает много времени, то тоже не рассматривать подобные предложения. И так далее… Соцпакет, уровень зарплаты, красивая секретарша.
Мои запросы повысились, а уровень предложений снизился. Но при этом я сэкономила много времени. Я упростила себе выбор.
В итоге мне удалось найти работу с приемлемой зарплатой, рядом с домом.

Метод 7 – Сначала попробуйте!

Вы ломаете голову над тем, стоит ли вам выбирать какую-то профессию или нет? Вместо этого стоит устроиться на работу по это профессии и убедиться на опыте в том, насколько вам это подходит.
Не думайте, а пробуйте!
Если вы хотите переехать в другой город, то наверное, вначале нужно туда съездить и пожить или поработать там, хотя бы пару месяцев.
Если вы не можете выбрать между двумя марками автомобиля, проведите тест драйв!
Исследование показывает, что собеседование при приеме на работу дает самый неточный прогноз относительно того, подойдет сотрудник данной должности или нет. Намного более эффективно назначить новому сотруднику испытательный срок.
Если «попробовать» невозможно, то возвращайтесь к «методу №3» - добывайте информацию. Прежде чем открыть свой бизнес, пообщайтесь с предпринимателями, выясните, с какими трудностями они столкнулись, подумайте о том, сможете ли вы как-то пройти через эти трудности.
Нет своего опыта? Зато есть чужой! Найдите того, кто уже решил подобную проблему. И не наступайте на грабли!

Метод 8 – Устанавливайте «красные линии»

Красные линии это обозначенные вами условия (в основном неблагоприятные), при наступлении которых, должны выполняться определенные действия.
Когда мы принимаем решение, то можем попасть в ловушку самоуверенности. Мы можем заблуждаться, но когда начнутся проблемы, уже не сможем повернуть назад, так как сильно «увязли» в нашем выборе.
«Красные линии» позволят этого избежать. Например, вы решили открыть свой бизнес. Ваш прогноз говорит, что у вас все будет хорошо, и через год вы заработаете миллион.
Но что, если что-то пойдет не так?
Сформулируйте условия, при наступлении которых, вы поменяете свое решение. Например, если через год ваши вложения не окупятся хотя бы на 50%, вы перестанете вкладываться в убыточное дело.
Этот подход позволит вам увидеть скрытые риски, и как-то подготовиться к ним. Обозначить пути отступления и быть большими реалистами.
Во-вторых, вы будете меньше привязаны к своему выбору, так как установите условия, при наступлении которых вы начнете искать другие решения.
Этот метод не должен служить оправданием вашей нерешительности. Он призван избавить вас от излишней самонадеянности и подготовиться к проблемам, которые иногда случаются.

Метод 9 – Слушайте критику

Здесь существует небольшая проблема. Критика – это очень хорошо, но нужно уметь делать из нее верные выводы, так как она не всегда бывает бесстрастной. Люди часто проецируют собственные страхи и ожидания на других людей, когда дают им советы.
Например, ваш друг много лет работал на наемной работе, поэтому, когда вы спросите его, стоит ли вам, открыть свой бизнес, он может сказать вам категоричное «нет». Ведь его личный жизненный выбор не связан с этим и он, советуя вам что-то, будет защищать свою жизненную модель. Такая защита даст ему возможность поверить в то, что он сам сделал правильный жизненный выбор.
Обязательно учитывайте такие психологические моменты и делайте на них поправку.
В то же время, не стоит полностью списывать со счетов подобную критику. Воспринимайте вашего друга, как «адвоката дьявола», который помогает вам избавиться от лишней самоуверенности, а его доводы, как указание на слабые места вашего решения.
Да, собственный бизнес связан с рисками и нестабильностью, как говорит ваш друг. Но из этого вовсе не следует, что ему следует предпочесть наемную работу, так как бизнес имеет и ряд преимуществ. Ваш друг дает вам картину, суженную до пределов его жизненного опыта. Ваша задача воспользоваться его точкой зрения, но постараться увидеть все, более «широко».
Тогда чужая критика поможет вам дополнить общую картину и уравновесить собственную самоуверенность чужими опасениями.

Метод 10 – Когда не следует применять все эти методы

Если смотреть на все эти методы, то кажется, что принятие решений очень сложный процесс. На самом деле, эти способы призваны помочь вам принять выбор, в котором каждая альтернатива определяется набором преимуществ и недостатков. Но что если недостатков нет? Что если, вы ничего не потеряете, если выберете какой-то вариант?
Тогда забудьте про все эти советы и просто действуйте.
Например, вы увидели симпатичную девушку/парня на улице, вы одиноки и как раз ищите себе пару. Перестаньте прокручивать в голове «за» и «против». Вы ничего не потеряете, если подойдете и познакомитесь. Это абсолютно простое решение.
Не упускайте возможность!

Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий